Блог Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.

Всё новое и действенное для терапии

Previous Entry Поделиться Next Entry
Линде Н.Д."Статья в справочник по методам психотерапии, принятым в РФ"
Николай Дмитриевич Линде
linde_eit

               1. Определение эмоционально-образной терапии
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) – это новый отечественный метод (модальность), принадлежащий к психодинамическому направлению психотерапии.

Целью эмоционально-образной терапии является обнаружение и позитивная трансформация неосознаваемых хронических патогенных эмоциональных состояний, которые порождают психологические или психосоматические нарушения. Эта задача решается при помощи создаваемых клиентом спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние, последующим анализом этих образов, специальными воздействиями, направленными на преобразование состояний через работу с образами.
ЭОТ – является методом управляемого диалога с бессознательным миром клиента. Клиент работает над самим собой при сотрудничестве с психологом, который помогает осознанию негативного эмоционального состояния и причин его возникновения, и предлагает эффективные техники для его позитивного изменения.ЭОТ – включает в себя некоторые теоретические представления о природе эмоций, работе сознания и бессознательного, причинах возникновения внутренних эмоциональных конфликтов. В ЭОТ разработана основная модель процесса терапии, состоящая из десяти шагов, специфические приемы анализа психологических проблем, набор трансформирующих воздействий (примерно 30 оригинальных техник), набор имагинативных упражнений, направленных на самопознание и выявление проблем, создан словарь образов и их интерпретаций, выработана позитивная философия жизни.
2. Психологические механизмы, лежащие в основе личностных изменений клиента
Через образы, выражающие некоторое патогенное эмоциональное состояние, можно анализировать причины его возникновения, а также воздействовать на само негативное состояние с целью его нейтрализации и замены на позитивное. На внешнем плане клиент работает с образом, но реально работает с самим собой. Он оказывает эмоционально-смысловые воздействия на образ, которые выражаются в изменениях его состояния и синхронно в изменениях образа. Например, когда клиент страдающий от эмоциональной зависимости, забирает эмоциональные инвестиции (например, «сердце»), отданные ранее партнеру и принимает их в себя, одновременно он наблюдает, что его состояние улучшается, страдание тает, а образ зависимости (например, «меч, пронзающий ее грудь») тоже сам собой исчезает. Работа ведется до полного исчезновения негативного состояния и коррелирующего с ним образа.Полностью завершенные процедуры изменения негативного эмоционального состояния предполагают и полное разрешение исходного эмоционального конфликта, поэтому восстановление негативного состояния становится невозможным. Восстановление проблемного состояния может происходить только в том случае, если клиент имеет другие скрытые мотивы для его сохранения и поддержания. В этом случае терапия продолжается до полного исцеления.Мы считаем, что негативное патогенное состояние возникает исключительно в результате столкновения некоторых внутренних психических сил самого человека. Есть только пять разновидностей психодинамических конфликтов:
1. Когда индивид не может получить желаемое, и не может от него отказаться. Например, фиксация на морально неприемлемом желании (почти все конфликты в теории З.Фрейда, родительские запреты по Э.Берну).
2. Когда он не может избавиться от нежелательного. Разновидностью этого конфликта является кольцевая модель В.Франкла, когда, например, симптом усиливает страх, а страх – симптом, индивид отталкивает и то, и другое. Сюда же относятся различные психотравмы, чувство неполноценности (А.Адлер), родительские предписания (Э.Берн).
3. Когда индивид испытывает амбивалентные чувства к объекту, например, любовь и ненависть одновременно. (Например, см. теории З.Фрейда).
4. Когда индивид стремится одновременно к двум несовместимым целям (проблема выбора). (Например, см. Ф.Перлз).
5. Когда индивид испытывает давление сразу с двух сторон (двойной зажим). (см. Дж.Бейтсон). Например, и сделаешь – плохо, и не сделаешь – плохо.ЭОТ накопила множество техник эмоционально-смысловой работы с образами, которые позволяют разрешить исходные конфликты и привести к исчезновению негативного эмоционального состояния, им порожденного.
       3. Структурирование процесса воздействия, этапы
Весь процесс терапевтического воздействия разделен на 10 этапов.
1. Предварительная беседа. В ходе беседы выясняется основной запрос, выясняются условия возникновения проблемы, называется основное нежелательное чувство, которое испытывает клиент.
2. Проблемная ситуация (воображаемая). Клиенту предлагается представить себя в той ситуации, в которой он испытывает соответствующие затруднения и чувства. Если чувства слишком сильны, применяются техники диссоциации, позволяющие работать с чувством, которое как бы отделено от клиента.
3. Осознание и прояснение чувства. Клиенту предлагается подробно рассказать о том, как он конкретно переживает свое чувство. Обращается внимание на телесные проявления чувства. Где именно в теле испытывается чувство? Как оно влияет на тело? Какое качество этого чувства? Что оно напоминает? И т.д.
4. Создание образа проблемного чувства. Клиенту предлагается представить, что это чувство каким-то «чудом» оказалось на пустом стуле перед клиентом. Спрашивается: «Как оно выглядит, если бы оно было перед Вами?» В некоторых случаях клиент уже на предыдущем этапе называет образ. Например, «Как плита на грудь давит!», «Как сверлом сверлят шею!», «Как огонь жжет в солнечном сплетении!» Тогда ему предлагается представить, что этот образ и находится прямо перед ним на пустом стуле. Иногда применяются дополнительные приемы для стимулирования создания спонтанного образа, могут использоваться слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ассоциации.
5. Анализ проблемы с помощью образа чувства. Образ исследуется с точки зрения его чувственных качеств, проясняется смысл образа в контексте заявленной проблемы. Если необходимо, могут создаваться дополнительные образы, проясняющие суть психодинамического конфликта. Например, если был создан образ страха, то может быть надо создать образ того, что вызывает страх. В ходе анализа могут быть выяснены дополнительные обстоятельства дела, клиент может осознать нечто, что забыл или не понимал.
На этой стадии терапевт создает и проверяет терапевтическую гипотезу. Он задает вопросы, обращенные к образу, отвечает на них, естественно клиент. Клиента иногда просят пересесть на пустой стул, отождествиться с образом и от имени образа отвечать на вопросы. Иногда применяются мысленные эксперименты, провоцирующие образ на раскрытие неосознаваемого содержания. Этот этап заканчивается в тот момент, когда гипотеза терапевта превращается в уверенное знание.
6. Применение адекватных эмоционально-смысловых действий с образом. В ЭОТ существует около 30 различных приемов (техник), направленных на позитивную трансформацию негативного эмоционального состояния через мысленное воздействие на его образ. Терапевт подбирает подходящий прием для данного случая и предлагает клиенту его выполнить. В некоторых случаях клиенту подробно объясняют смысл этого действия. В некоторых просто уговаривают провести пробу, потому что клиент не в состоянии понять скрытый смысл данного метода. Но терапевт должен быть уверен, что прием подобран верно. Приемы созданы так, что практически никогда применение наших приемов не может повредить клиенту, но в случае опасности, проведенный прием можно отменить. Описание некоторых приемов см. ниже.После первичного применения приема проверяется как это сказалось на состоянии клиента, на том образе, с которым велась работа. Если результат положительный, прием повторяется до полной трансформации исходного состояния и позитивного изменения образа. Терапевт непрерывно осуществляет мониторинг состояния клиента и его образа, опрашивая последнего и наблюдая за невербальными проявлениями эмоционального состояния клиента.Если желательный результат не достигается, терапевт возвращается к анализу проблемы, уточняет и перепроверяет свою гипотезу, или подвергает анализу причины сопротивления со стороны клиента.
Если удовлетворительный результат достигнут, то он перепроверяется и закрепляется.
   7. Ситуативная проверка. Клиенту предлагается представить, что он снова находится в проблемной ситуации, которая ранее вызывала у него трудности и негативные состояния. Если теперь он чувствует, что негативных реакций нет, что он может вести себя адекватно, то это означает, что терапия успешна.
   8. Идентификация с позитивным образом. Обычно негативный образ не просто исчезает, а преобразуется в позитивный, либо он исчезает и на замену откуда-то приходит позитивный. Этот позитивный образ мы предлагаем клиенту принять в свое тело, как свою неотъемлемую часть личности. Вместе с образом клиент принимает и новое состояние и ощущает его особенно полно, интегрирует его в свою личность и тело. Иногда мы просто предлагаем клиенту пересесть на тот стул, куда спроецирован позитивный образ и как бы стать «этим». После этого опрашиваем его о самочувствии, нравится ли ему так? Как он теперь жить будет? Эти приемы позволяют полностью «инсталировать» новые чувства и принципы жизни, вытекающие из новых осознаний и состояний.
9. Экологическая проверка. Если все предыдущие стадии прошли успешно, мы все-таки хотим убедиться, что индивид полностью принимает новшества. Поэтому мы спрашиваем, например, согласен ли он жить по-новому, нравится ли ему так? Позитивно ли изменится его жизнь, если он будет жить по-новому? Надо ли где-то еще «подравнять»?
10. Закрепление результата.
Многие клиенты спрашивают: «А как бы сохранить достигнутое состояние, чтобы оно не ушло?» Мы стараемся переформулировать этот вопрос: «А готов ли он нести ответственность за реализацию нового состояния и новых решений в своей жизни?» Вместо того, чтобы закреплять и «якорить» состояние мы говорим: «Это Ваша ответственность. Если Вам нравится так жить, кто же Вам помешает? А если не хотите так жить, имеете право вернуться к прежнему образу жизни. Учтите, к Вам придет «Космическая проверка»! Вас проверят, действительно ли Вы хотите жить по-новому, или «так, пошутили». Ваша задача пройти проверку».Но иногда мы говорим, что клиенту следует продолжать терапию, чтобы убедиться в том, что изменения «прижились», что терапевт будет помогать ему привыкать к новой реальности, новым отношениям, новому мировоззрению, если он этого хочет. Это делается в тех случаях, когда изменения настолько кардинальны и непривычны, что клиент может оказаться временно дезориентированным, ему нужно привыкать к тому, что уже можно жить без страха или чувства вины, например. Старые шаблоны могут снова автоматически воссоздаваться, клиенту нужна поддержка в реализации хороших, но еще непривычных способов жизни.
        4. Техники, используемые в методе ЭОТЗдесь мы не будем рассматривать техники, предназначенные для анализа проблемы и проверки гипотезы. В арсенале ЭОТ имеется к настоящему времени около 30 различных техник воздействия, имеющих иногда важные модификации. Охарактеризовать все техники в данном справочнике не представляется возможным. Поэтому мы ограничимся несколькими наиболее важными и оригинальными, с прочими можно ознакомится в книге «Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия» - М., «Генезис», 2015.
       1. Техника возвращения эмоциональных инвестиций. Мы предлагаем клиенту представить образ тех чувств или частей личности, которые он инвестировал в любимый объект или «проект» и, затем вернуть этот образ себе, приняв его в свое тело как часть своей личности, и принимая при этом все чувства, всю энергию, которая выражена в этом образе. Мы уверены, что бессознательное клиента знает, что именно он инвестировал в кого-то другого, или во что-то важное для него. Поэтому мы просим представить первое, что приходит в голову, но потом проверяем, насколько возникший образ соответствует истине. То есть насколько он действительно выражает чувства клиента, признает ли клиент этот образ своей частью, какой смысл содержится в этом образе и соответствует ли он сути проблемной ситуации.После того, как клиент забрал к себе свои вложенные чувства и ощутил, что они гармонично вошли в его тело, мы наблюдаем невербальные признаки радости и оживления на лице клиента, клиент подтверждает (или нет), что чувствует себя лучше и более цельным существом, чем раньше. Критерием успеха является то, что образ бывшего любимого начинает тять и удаляться. Мы просим клиента наблюдать за этим образом, пока он не исчезнет, сопровождая это словами: «Прощай, желаю счастья в личной жизни!» После исчезновения образа «бывшего» наступает ощущение легкости и освобождения, новых открытых возможностей.Применяется также при прощании с любой потерей, для прекращения некоторых форм гнева, некоторых форм депрессии, для преодоления инцестуозных чувств и явления переноса.
          2. Техники простого и парадоксального разрешения.
     2.1 Если мы обнаруживаем, что клиент запрещает самому себе совершенно естественные вещи и это вредит ему самому, то мы просим представить образ той части личности, которой что-то запрещено, и разрешить ей запрещенное.
2.2 Парадоксальное разрешение же направлено к тому образу, который запрещает нам что-то. Он похож на метод парадоксального намерения В.Франкла, но парадокс состоит не в том, что индивид стремится к тому, чего боится, а в том, чтобы разрешить образу то, что он запрещает клиенту. Тем самым разрешение получает сам клиент, поскольку образ обозначает часть его же самого, запрещающая нечто самому субъекту.Эти техники применяются для решения самых разных задач.
    3. Техника контрпредписания. В тех случаях, когда проблема клиента связана с негативным родительским предписанием. В контексте ЭОТ «контрпредписание» – это утверждение клиента о самом себе в настоящем времени, противоположное по смыслу предписанию, которое было дано когда-то родителем. В воображении клиент говорит это своему родителю и наблюдает за его реакцией, а также за своими ощущениями. Далее может следовать работа по избавлению клиента от чувства вины, возникающего вследствие нарушения предписания. Работа ведется до полного исчезновения влияния предписания.Решается большой спектр задач, связанных с родительскими редписаниями.
    4. Метод «возращения подарка». К разряду весьма продвинутых приемов относится и метод возвращения «подарка» или «возвращения зла». Главное его предназначение – помочь избавиться от последствий тяжелой травмы, произошедшей в результате агрессии другого человека. Имеется в виду изнасилование, избиение и другое чрезвычайно травматическое воздействие. Этот метод предназначен для избавления клиента от «застрявших» в его психике травматических переживаний.Клиенту предлагается увидеть образ того «зла», которое «застряло» в его теле, но было создано другими людьми. После этого зло вежливо возвращается тем людям, которые ответственны за его создание. Психологические последствия травмы исчезают вместе с возвращением этого образа. Существуют тонкости при практическом применении.Решается большой спектр задач для преодоления психологической травмы.
    5. Метод конверсии негативной энергии в позитивную. Суть этой техники состоит в том, что энергия гнева, или другого разрушительного чувства, преобразуется клиентом в энергию созидания и направляется на развитие и процветание своей слабой части личности. Очень эффективен в случаях сильного, неконтролируемого гнева на других людей или на себя. Есть тонкости при практическом применении.
       6. Методы созерцания зрительных, слуховых, тактильных и обонятельных образов тех или иных психосоматических симптомов или чувств. Особенно хочется отметить ольфакторный метод, или метод обоняния воображаемого запаха чувства или симптома. Это абсолютно новаторский метод, позволяющий, не прибегая к длительному анализу, помочь клиенту в экстренных случаях. Например, воображаемое обоняние сердечной боли снимает эту боль за 2-3 минуты, может помогать и в преодолении страха, или стресса, многих психосоматических проблем.

7. Метод принятия Внутреннего Ребенка.
   Чрезвычайно важный метод, позволяющий решить проблемы, связанные с отвержением ребенка со стороны родителей. Результатом такого отвержения является отказ самого клиента от своего естественного состояния Ребенка. Принятие образа Внутреннего Ребенка, проходит 5 фаз, которые заканчиваются тем, что образ ребенка как бы входит в тело клиента и объединяется с ним в единое существо, клиент ощущает счастье и внутреннюю интеграцию.
Эта методика решает множество проблем, в частности очень эффективна при панических атаках.

В силу недостатка места просто перечислим другие методы, принятые в ЭОТ.(8. Метод возвращения женственности.9. Метод высвобождения чувств, скрытых в образе.10. Заполнение образа пустоты.11. Созерцание дождя и принятие нового дня.12. Разрешение образу проявить свой скрытый потенциал.13. Поиграть с грязью.14. Перераспределение акций между противоположностями.15. Усиление энергии части личности.16. Метод «бушующего» двойника, выражающего чувства.17. Свободное фантазирование на тему образа.18. Волшебство.19. Судьба образа.20. Передача чувства образу.21. Взаимодействие противоположных образов.22. Замена образа на позитивный.23. Мысленные действия с образом.24. Беседа с образом.25. Высвобождение чувств с помощью воображаемого звука.26. Разрешить льду растаять.27. Признать важность (значимость) образа.28. Метод: «отпусти свою цель» (разжать лапку).29. Метод раскаяния.30. Метод «я буду делать то, что могу и то, что хочу, и ни каплей больше»)
Также метод ЭОТ содержит:
6. Систему имагинативных упражнений.
Упражнения (около 60-ти) имеют самостоятельное значение, как для обнаружения проблем и обретения ресурсов, так и для личностного роста участников терапевтических групп.
         7. Словарь интерпретаций образов.
Словарь основан на идеях З.Фрейда, но значительно дополнен и проверен на практике ЭОТ.
          8. Жизненная философия ЭОТ.
  В ЭОТ развивается жизнеутверждающая философия на основании реальной психотерапевтической практики. Она имеет огромное значение для выбора правильного воздействия в ходе терапии. Используется для объяснения клиенту его заблуждений, приведших его к жизненному тупику.
       9. Конечные цели воздействия
   Главная цель воздействия – исчезновение негативного эмоционального состояния, порождающего психосоматические или психологические проблемы личности, замена его на нейтральное или позитивное состояние. В результате чего исчезают все негативные психосоматические, эмоциональные и поведенческие проявления, на которые жаловался клиент. В результате чего человек становится способным испытывать радость и счастье, достигать успеха, развиваться, становится добрее, обретает оптимизм и энергию для деятельности.
ЭОТ доказала свою эффективность при лечении разнообразных психосоматических проблем. Например, разнообразных психогенных болей, аллергий, астмы, нарушений работы щитовидной железы, нейродермита, заложенности носа, спазмов дыхания, заикания и других. Также методом ЭОТ эффективно лечатся любые фобии, тревоги, панические атаки, депрессии, гнев, чувство вины или стыда. Особенно эффективна ЭОТ в случае работы с эмоциональной зависимостью и проблемой потери. ЭОТ хорошо показала себя в случаях эмоциональной травмы. А также в случаях негативных сценариев жизни, потери смысла жизни, нарушений женственности, проблем взаимоотношений, поиска своего предназначения. Применяется в перинатальной психотерапии. Пределы возможностей ЭОТ неизвестны, постоянно открываются все новые и новые задачи, которые удается решать с ее помощью.


?

Log in

No account? Create an account